Резюме - страница 7

^ Россия и ВТО



Российской стороне удалось отстоять банковский сектор на переговорах о вступлении в ВТО


Россия взяла на себя обязательство вернуться к вопросу допуска иностранных филиалов на российский рынок в рамках переговоров о вступлении в ОЭСР



19 ноября 2006 г. Россия, наконец, подписала двусторонний договор с США во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Поскольку США были самым сложным для России переговорщиком, в настоящее время процесс переговоров по вступлении России в ВТО можно считать практически завершенным.

Последствия вступления России в ВТО активно дискутируются как во власти, так и в деловом сообществе, а также среди рядовых граждан. Оценки этих последствий неодинаковы.

Фактически вступление в ВТО означает новый шаг к либерализации международной торговли. А следовательно, при прочих равных, это усиление конкуренции во многих отраслях отечественной экономики, что неизбежно выливается в выигрыши для потребителей продукции и потери для отечественных производителей.

Условия, на которых Россия вступает в ВТО (а также условия переходного периода) для различных отраслей российской экономики отличаются по уровню барьеров для иностранных компаний, которые удалось сохранить российским властям.

Что касается финансового рынка, здесь основным пунктом переговоров было обсуждение допуска на рынок прямых филиалов иностранных банков и иностранных страховых компаний.

Отечественные страховые компании и банки, естественно, опасались такой перспективы, поскольку это бы существенно повысило уровень конкуренции. Однако, поскольку банки традиционно обладают более мощным лобби в вопросах регулирования своей отрасли, им удалось отстоять запрет на открытие прямых филиалов иностранных кредитных организаций на территории РФ. Страховщики же не смогли добиться запрета на деятельность филиалов иностранных страховых компаний. Однако получили «переходный период», в течение которого иностранные филиалы на рынок допускаться не будут.

Исход ситуации можно оценить как определенный успех банковского сообщества. Вместе с тем, существует ряд фактов, позволяющих говорить о том, что России все же придется впустить на свой рынок филиалы иностранных банков.

Во-первых, после образования ВТО в 1995 г. ни одна страна не смогла избежать разрешения иностранным филиалам банков присутствовать на своей территории. Во-вторых (что более важно), по завершении переговоров о ВТО с США, Россия взяла на себя обязательство вернуться к вопросу о доступе филиалов иностранных банков на переговорах о вступлении в ОЭСР. По всей видимости, при вступлении в ОЭСР максимум, о чем удастся договориться – это об отсрочке по допуску иностранных филиалов.

Следует отметить, что банковское сообщество опасается иностранной экспансии и без вступления в ВТО. Собственно, эта экспансия уже развернута – и свидетельством тому выступают активизировавшиеся процессы слияний и поглощений, а также стремительное укрепление позиций иностранных банков на российском банковском рынке.

С другой стороны, государство продолжает защищать рынок. Причиной тому является мощное лобби со стороны банковского сектора, а также прямой государственный интерес – в секторе по-прежнему доминируют госбанки, а следовательно, полная либерализация рынка наступит лишь тогда, когда станет понятно, что крупным государственным монстрам ничего не угрожает.

Можно выделить несколько основных аргументов, обычно приводящихся в защиту протекционистской позиции государства в банковском секторе.

Во-первых, допуск прямых иностранных филиалов действительно скажется на уровне конкуренции. Вместе с тем, по нашим оценкам, последствия роста конкуренции сильно преувеличены. Условия борьбы за потребителей и так станут более жесткими по мере насыщения рынка.

Вместе с тем, давление иностранных банков и так уже в полной мере ощущается: возможно, текущие стратегии будут для них даже более выигрышными, чем стандартный вход путем создания филиалов. Текущие условия для деятельности иностранцев, возможно, требуют большей «платы за вход» (создание «дочки» вместо открытия филиала), но, вместе с тем, в итоге отражаются в более результативных и агрессивных стратегиях со стороны иностранцев.

Вторая угроза, более реальная, - возможности выхода российских банков из-под регулирования ЦБ после вступления в ВТО. Допустив на рынок прямые филиалы иностранных дочек, власти фактически спровоцируют ситуацию, когда российские банки будут создавать головные компании в странах с более мягким банковским законодательством, а на территории РФ действовать через филиалы.

^ Рисунок 11. Доля иностранного капитала в банковских системах различных стран



Источник: Ассоциация российских банков






Поскольку одна из характерных особенностей российской экономики – значительные потоки «серых» платежей, выводимые из-под налогообложения, подобная ситуация представляет определенную угрозу не только эффективности банковского регулирования, но и для деятельности налоговых служб.

Кроме того, такой вариант развития событий был бы также крайне нежелателен с учетом активизации борьбы с «обналичкой» - легализацией доходов, полученных преступным путем.

Наконец, сохранение высокого уровня защиты отечественного финансового (и, главным образом, банковского) сектора в значительной степени является вопросом национальной безопасности.

Политический потенциал России в современном мире растет значительно быстрее экономического. В этой связи, существует определенное опасение по поводу экспансии иностранных банков на российский банковский рынок.

Опыт стран Центральной и Восточной Европы (в том числе, республик бывшего СССР) свидетельствует о том, что иностранный капитал приходит на растущие рынки (с более слабыми игроками) практически мгновенно, поглощая практически все банковские активы и фактически «выдавливая» национальную составляющую банковского сектора (см. рисунок 11).

Сценарий стран ЦВЕ для России, безусловно, неприемлем. В этой связи, есть основания полагать, что российские власти будут и дальше занимать жесткую позицию по вопросу допуска иностранных филиалов в банковский сектор. Главная задача российских властей – успеть нарастить активы и влияние государственных банков («Сбербанка» и ВТБ), чтобы потом, когда рынок придется открыть под давлением мировых партнеров, национальные государственные банки смогли обеспечить автономность российской банковской системы.




5427408710134292.html
5427568878596848.html
5427672557814226.html
5427854579487800.html
5428005477978288.html