Цель самоподготовки - Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

Цель самоподготовки - Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки


^ Цель самоподготовки:

Изучить вопросы специализированной чувствительности в процессе роста и развития ребенка. Познакомиться с особенностями хода проводников специализированной чувствительности, клиническими проявлениями нарушений функций проводников специализированной чувствительности, общими принципами и методами клинической диагностики, коррекции этих расстройств у детей. Овладеть приемами правильного сбора анамнеза, методиками осмотра специализированной чувствительности у ребенка и навыками интерпретации формирования предварительного заключения о типе патологии в конкретном случае: с учетом уровня поражения различных проводников специализированной чувствительности, локализации процесса, возраста и уровня развития ребенка.


^ Задания для самоподготовки:

Реабилитация и воспитание детей с расстройствами слуха, вестибулярными нарушениями.


3. Движение: безусловные и условные рефлексы, автоматизированные движения, статика и координация. Патологические моторные синдромы: параличи, паллидонигральные, мозжечковая атаксия (аудиторное занятие, 4 часа).


^ Исходные знания:

  1. по гистологии и эмбриологии (гаметогенез и оплодотворение, ранние стадии развития эмбриона и плода, органогенез и критические периоды органогенеза);


^ Требования к уровню подготовки студента:

Студент должен знать: Что такое пирамидная система, ее анатомо-физиологические принципы строения и функции. Что такое периферический и центральный двигательный нейрон. Ориентироваться в понятиях: «безусловный рефлекс», «условный рефлекс». Знать ход корково-ядерного, корково-спинального путей. Знать клиническую характеристику синдромов и симптомов центрального и периферического паралича, синдромы поражения корково-мышечного пути на разном уровне, значение двигательных расстройств, связанных с поражением корково-мышечного пути у ребенка для выработки навыков самообслуживания, обучения, выработки навыков письма и профессиональных навыков, социальной реабилитации.

Знать, что такое «экстрапирамидная система», ее анатомо-физиологические принципы строения (паллидарный, стриарный отделы) и функции, онтогенез экстрапирамидной системы, патологические синдромы, развивающиеся при ее поражении: гипотонически-гиперкинетический, гипертонически-акинетический, структуру синдромов. Классификацию гиперкинезов. Значение расстройств функций ЭПС в формировании дефекта у ребенка. Механизм речевых расстройств при поражении ЭПС.

Знать анатомо-физиологические принципы строения мозжечка, мозжечковые пути, особенности хода, синдромы поражения мозжечка и его связей. Знать механизмы речевых расстройств при поражении мозжечка. Знать симптомы центрального и периферического параличей. Знать приемы вызывания физиологических и патологических рефлексов с рук и ног, синкинезий, клонусов и др. Знать симптомы экстрапирамидных расстройств: гиперкинезы, акинезия, пластическая ригидность, постуральные нарушения, статический тремор, микрография, дизартрия и др.


^ Студент должен уметь вызвать глубокий и поверхностный рефлекс. Оценить мышечную силу, мышечный тонус, объем произвольных и пассивных движений. Вызывать патологические рефлексы с рук и ног, выявить синкинезию, клонусы. Уметь проводить пробы Ромберга, Ожеховского, Бабинского, на адиадохокинез, на мегалографию, на гиперметрию (Шильдора, Стюарт – Холмса), пальценосовую, коленопяточную, пальцеуказательную, туловищную атаксию, походку, нистагм, мышечную гипотонию и др.

Уметь выявлять экстрапирамидные расстройства: гиперкинезы, акинезию, пластическую ригидность, постуральные нарушения, статический тремор, микрографию, дизартрию и др.

Уметь проводить дифференциальную диагностику атаксий. Определять значение синдромов поражения мозжечка и его связей в специальной педагогике.

Уметь выписать направления и определить показания для направления на консультацию к врачу-неврологу с оформлением медицинской документации. Вести пропаганду знаний о заболеваниях, приводящих к грубым двигательным нарушениям и их профилактике. Правильно использовать соответствующую терминологию при описании клинической картины (фенотипа) больного с двигательными расстройствами.

^ Студент должен владеть методиками: обследования ребенка на предмет выявление у него центрального, периферического параличей, мозжечковой атаксии, экстрапирамидных синдромов. Методиками проведения дифференциальной диагностики различных форм атаксии. Оценки анамнестические данные при основных двигательных синдромах. Реабилитационными приемами и особенностями воспитания больных детей с двигательными расстройствами.


^ Цель самоподготовки: Изучить механизмы и этапы формирования, проявления, цели непроизвольных и произвольных движений, патологические синдромы, обусловленные поражением корково-мышечной (в том числе и пирамидной), экстрапирамидной системами, мозжечка и его связей, методики их выявления. Ознакомиться с общими проблемами социальной адаптации и реабилитации больных детей с двигательными расстройствами.

^ Вопросы самоконтроля:

Что такое «Движение»? Укажите два основных вида движения. Что такое пирамидная система? Расскажите анатомо-физиологические принципы строения и функции пирамидной системы. Какие существуют принципы сегментарного строения спинного мозга, ствола головного мозга. Дайте характеристику мотонейронам передних рогов спинного мозга. Что такое «безусловный рефлекс»? Обозначьте семиотику безусловных рефлексов у человека: дуги безусловных рефлексов с головы, туловища, конечностей; поверхностные и глубокие рефлексы (сухожильные/периостальные), патологические кистевые и стопные знаки, укоротительные и удлинительные рефлексы. Расскажите об этапах онтогенеза корково-мышечной системы. Что такое «условный рефлекс»? Расскажите ход волокон корково-ядерного, корково-спинального (передний, боковой) путей. Что такое «центральный паралич»? Что такое «периферический паралич»? Охарактеризуйте синдромы и симптомы поражения корково-мышечного пути на разном уровне. Опишите механизм и дайте характеристику речевых расстройств у ребенка при поражении корково-мышечного пути. Определите значение двигательных расстройств, связанных с поражением корково-мышечного пути у ребенка для выработки навыков самообслуживания, обучения, выработки навыков письма и профессиональных навыков, социальной реабилитации.

Что такое «экстрапирамидная система»? Расскажите об анатомо-физиологических принципах строения (паллидарный, стриарный отделы) и функциях ЭПС. Расскажите о синдромах поражения паллидарного и стриарного отдела. Где находится корковое представительство экстрапирамидной системы? Определите значение расстройств функций ЭПС в формировании дефекта у ребенка. Механизм речевых расстройств при поражении ЭПС (подкорковая дизартрия, тремарирующее письмо, речь, мелкий почерк, убывающая амплитуда строки письма).

Расскажите об анатомо-физиологических принципах строения мозжечка, ходе мозжечковых путей.

Назовите и охарактеризуйте синдромы поражения мозжечка и его связей. Проведите дифференциальную диагностику атаксий (корковая: лобная/теменно-височная, мозжечковая, сенситивная, вестибулярная, истерическая). Определите значение синдромов поражения мозжечка и его связей в специальной педагогике. Какие речевые расстройства развиваются при поражении мозжечка?


4. Черепно-мозговые нервы, спинномозговые нервы, периферические нервы

(аудиторное занятие, 2 часа).


Исходные знания:


^ Требования к уровню подготовки студента:


Студент должен знать: Общую характеристику, классификацию группы черепно-мозговых нервов (ЧМН), онтогенез ЧМН, функции ЧМН с учетом возраста ребенка; анатомо-физиологические принципы строения (ход волокон (на уровне корково-ядерных нейронов, периферических), особенности перекреста, функция, синдромы поражения с 1 по 12 пары). Роль ЧМН и значение нарушения их функций в организме ребенка. Коррекционные методики нарушения функций ЧМН. Альтернирующие синдромы при поражении среднего мозга, моста, продолговатого мозга.

Классификацию, ход, синдромы поражения спинномозговых, периферических нервов с учетом уровня, стороны поражения, реабилитационные методики при их поражении. Знать тактику поведения и владеть приемами оказания первой помощи при острых поражениях периферической нервной системы.

Методы диагностики поражения периферической нервной сиситемы: электронейромиография, термометрия, соматосенсорные вызванные потенциалы, зрительные, слуховые вызванные потенциалы, ЭЭГ.

^ Студент должен уметь: Обследовать ребенка, на выявление у него синдромов поражения черепно-мозговых нервов (ЧМН, с 1 пары по 12 пару). Уметь проводить оценку (с учетом возраста ребенка) функций ЧМН ребенка. Уметь вызывать и оценивать безусловные и условные рефлексы с головы. Уметь выписать направления и определить показания для направления на консультацию к врачу-неврологу. Должен уметь оценивать результаты нейрофизиологических (электронейромиография, термометрия, соматосенсорные, зрительные, слуховые вызванные потенциалы, ЭЭГ) методов, используемых для диагностики поражения периферической нервной системы.

^ Студент должен владеть методиками:

Обследования ребенка, на выявление у него синдромов поражения черепно-мозговых нервов (ЧМН, с 1 пары по 12 пару).

Проводить оценку (с учетом возраста ребенка): обоняния, остроты зрения, объема движения глазных яблок, оценку взора, статики, чувствительности лица, головы, ротовой полости, носовой полости, моторики мимической, жевательной, небной, глоточной мускулатуры, мышц шеи, языка, гортани.

Вызывать: мигательный рефлекс, зрачковые реакции на свет (прямая, содружественная), поверхностные (конъюнктивальный, роговичный, носовой) и глубокие (надбровный, нижнечелюстной) безусловные рефлексы (с лица) у ребенка, небные глоточные, симптомы орального автоматизма.

Ориентироваться и выявлять симптомы: птоза/ полуптоза, нистагма, косоглазия, дизфагии, дизартрии, дисфонии, ринолалии, атаксии, амавроза, авгезии, акузии, альтернирующих синдромов, сиптомов поражения спинномозговых и периферические нервов верхней и нижней конечностей.

Знать тактику поведения и владеть приемами оказания первой помощи при невралгии тройничного, языкоглоточного нерва, бульбарном параличе, асфиксии, стоматите, поражениях глаз, уха (первая помощь при травме глаза, уха, кровотечениях из носа).

Оценки результатов нейрофизиологических (электронейромиография, термометрия, соматосенсорные вызванные потенциалы) методов, используемых для диагностики поражения периферической нервной системы. Владеть реабилитационными приемами и особенностями воспитания больных детей с поражением периферической нервной системы, речевыми расстройствами, нарушениями слуха, ориентации в пространстве, нарушениями моторики.


^ Цель самоподготовки: Приобрести знания о значении черепно-мозговых, спинномозговых, периферических нервах в организме человека. Изучить синдромы их поражения, определить значение расстройств функций черепно-мозговых нервов в формировании расстройств речи, моторики ребенка. Ознакомиться с общими проблемами социальной адаптации, реабилитации и коррекции больных детей с поражением черепно-мозговых, спинномозговых, периферических нервов.

^ Вопросы самоконтроля:

Дайте общую характеристику, классификацию черепно-мозговым нервам (ЧМН). Расскажите об онтогенезе ЧМН, функции ЧМН с учетом возраста ребенка.

Назовите, определите функцию каждой пары (1-12 пара) ЧМН, анатомо-физиологические принципы строения (ход волокон – на уровне корково-ядерных нейронов, периферических), особенности перекреста, функция, синдромы поражения). Определите роль ЧМН и значение нарушения их функций в организме ребенка.

Расскажите о синдромах поражения обонятельного анализатора (1 пара ЧМН), определите роль обонятельного анализатора в системе адаптации организма. Обонятельные расстройства в зависимости от уровня поражения.

Расскажите о синдромах поражения зрительного анализатора (2 пара ЧМН).

Расскажите о синдромах поражения глазодвигательных нервов (пары 3–6). Что такое птоз/ полуптоз, диплопия, косоглазие, нистагм? Что такое аккомодация?

Что такое корковые и подкорковые центры горизонтального и вертикального взоров, синдромы поражения этих центров.

Расскажите о функции медиального продольного пучка.

Расскажите о синдромах поражения 5 пары ЧМН (чувствительной, двигательной порции), заболеваниях, речевые расстройства при поражении 5 пары.

Расскажите о синдромах поражения 7 пары ЧМН. Понятие центрального и периферического паралича мимической мускулатуры (7 пара ЧМН). Роль 7 пары ЧМН в формировании механизма сосания, речевых расстройств.

Расскажите о синдромах поражения 8 пары ЧМН (нарушение слуховой, вестибулярной порции).

Расскажите о синдромах поражения 9 пары ЧМН. Симптомы орального автоматизма, характеристика, онтогенез синдрома, динамика существования, регресса симптомокомплекса. Невралгия языкоглоточного нерва.

Расскажите о синдромах поражения 10 пары ЧМН. Понятие открытой и закрытой гнусавости, дифференциальная диагностика синдромов. Парасимпатические расстройства функции внутренних органов, за исключением органов малого таза.

Что такое бульбарный и псевдобульбарный паралич? Определите их значение в формировании речевых расстройств у ребенка.

Расскажите о синдромах поражения 11 пары ЧМН. Кривошея. Нарушение осанки. Коррекционные методики двигательных расстройств при нарушении функции 11 пары ЧМН.

Расскажите о синдромах поражения 12 пары ЧМН, роли 12 пары ЧМН в формировании речевых расстройств (дизартрия).

При поражении кокого отдела нервной системы развиваются альтернирующие синдромы? Расскажите о механизме формирования альтернирующего синдрома, приведите примеры альтернирующих расстройств при поражении среднего мозга, моста, продолговатого мозга.

Расскажите о синдромах поражения спинномозговых нервов (классификация, ход, синдромы поражения с учетом уровня, стороны поражения, реабилитационные методики при их поражении).

Расскажите о синдромах поражения периферических нервов с верхней конечности (лучевой, срединный, локтевой), нижней конечности (бедренный, седалищный, малоберцовый, большеберцовый). Что такое мононевропатии, полиневропатии (виды, клиника, диагностика, лечение, коррекционные методики)? Какие плекситы могут развиться при родовой травме (виды, клиника, лечение, реабилитационные методики)? Какие методы диагностики используются для диагностики поражения периферических, черепно-мозговых нервов?


5. Перинатальная патология. Пороки развития нервной системы. Детский церебральный паралич (аудиторное занятие, 2 часа).


Исходные знания:


^ Требования к уровню подготовки студента:

Студент должен знать: Использовать теоретические знания для постановки предварительного диагноза «Перинатальная патология (ПП): гипоксия плода, новорожденного; внутричерепная родовая травма; травма спинного мозга; родовые травматические повреждения плечевого сплетения, пояснично-кресцового сплетения; родовой парез диафрагмы; родовые нейропатии (периферических нервов туловища и конечностей, головы). Гемолитическая болезнь новорожденного. Детский церебральный паралич (ДЦП). Аномалии развития нервной системы (АРНС)». Значение времени действия патологического фактора в синдроме очаговой неврологической симптоматики у больного ребенка. Основные приемы, методы, принципы лечения, коррекции симптомов, синдромов врожденных пороков развития, ДЦП. Особенности педагогического подхода к детям с АРНС, ДЦП.

^ Студент должен уметь:

Проводить обследование ребенка на выявление перинатальной патологии, пороков развития, ДЦП.

Использовать теоретические знания для постановки предварительного диагноза «перинатальная патология, порок развития, детский церебральный паралич». Уметь определить показания для направления на консультацию к врачу-неврологу, в том числе, к врачу-генетику с оформлением медицинской документации и направлением для медико-генетического консультирования в МГК.

^ Студент должен владеть:

Принципами реабилитации и социальной адаптации больных детей. Вести пропаганду знаний о перинатальной патологии и мерах по ее профилактике.

Владеть основными приемами, методами, принципами лечения, коррекции симптомов, синдромов врожденных пороков развития, ДЦП.

Владеть особенностями педагогического подхода к детям с АРНС, ДЦП.


^ Цель самоподготовки: Усвоить клинические особенности перинатальной патологии, пороков развития нервной системы, детского церебрального паралича; научиться оценке диагностической, прогностической ценности обнаруживаемых симптомов перинатальной патологии, пороков развития нервной системы, детского церебрального паралича. Приобрести знания и сформировать основу для дальнейшей выработать навыков по реабилитации перинатальной патологии нервной системы, пороков развития нервной системы, детского церебрального паралича.

^ Вопросы самоконтроля: Что такое перинатальная патология плода, новорожденного, перечислите ее виды. Охарактеризуйте гипоксию плода, новорожденного, дайте оценку степеней тяжести. Укажите причины внутричерепной родовой травмы, травмы спинного мозга. Опишите клиническую картину родовых травматических повреждений плечевого сплетения, пояснично-крестцового сплетения; родового пареза диафрагмы; родовых нейропатии (периферических нервов туловища и конечностей, головы). Дайте характеристику гемолитической болезни новорожденного (желтушная, отечная формы): этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, прогноз.

Укажите причины возникновения детского церебрального паралича (ДЦП). Дайте характеристику клиническим формам ДЦП: спастическая диплегия – синдром Литтла; спастическая гемиплегия; двойная гемиплегия; атонически-астатическая; гиперкинетическая; мозжечковая; моноплегическая; параплегическая (верхняя, нижняя). Какие виды лечения, коррекции проводятся при ДЦП? Какой смысл вкладывается в понятие «Социальная адаптация детей при ДЦП»?

Почему возникают аномалии развития нервной системы?

Перечислите и охарактеризуйте виды черепно-мозговых, спинномозговых грыж.

Микроцефалия. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Принципы лечения. Прогноз.

Проведите дифференциальную диагностику краниостеноза и анэнцефалии.

Какие виды гидроцефалий Вы знаете, дайте им клиническую характеристику, определите варианта коррекционных методик, используемых при гидроцефалии. Гипертензиооно-гидроцефальный синдром, чем он отличается от гидроцефалии? Первая помощь при острой окклюзии ликворопроводящих путей головного и спинного мозга.

Какие пороки развития черепно-мозговых нервов, мозжечка, спинного мозга, лица, черепа Вы знаете?

Укажите основные приемы, методы, принципы лечения, коррекции симптомов, синдромов врожденных пороков развития, ДЦП.

Какие особенности педагогического подхода к детям с АРНС, ДЦП Вы знаете?


6. Инфекционные заболевания нервной системы (аудиторное занятие, 2 часа).


Исходные знания:


^ Требования к уровню подготовки студента:

Студент должен знать: Классификацию. Патогенез. Патоморфологию. Клинику и диагностику различных форм менингитов. Лечение. Реабилитацию.

Ликвор. Ликвообращение.

Арахноидит головного мозга. Классификация. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз. Реабилитация.

Энцефалиты. Классификация. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз. Реабилитация.

Полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания. Классификация. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз. Реабилитация.

Поражение нервной системы при ревматизме (малая хорея). Классификация. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз. Реабилитация.

Нейросифилис. ВИЧ-инфекция. НейроСПИД. Классификация. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз.

Тактика педагога при подозрении на развитие острой формы нейроинфекции. Значение двигательных, корковых (слуха, речи, праксиса, гнозиса) расстройств в формировании дефекта после перенесенной нейроинфекции. Тактика педагога при обучении детей, перенесших нейроинфекцию.

^ Студент должен уметь: Уметь обследовать ребенка на выявление инфекционной патологии, распознавать, знать общие проявления инфекционной патологии.

Уметь выявить у больного ребенка общемозговой, общеинфекционный, менингиальный синдромы, синдром очаговой неврологической симптоматики. Уметь интерпретировать результаты анализов ликвора.

Использовать теоретические знания для постановки предварительного диагноза «инфекционное заболевание». Уметь определить показания для направления на консультацию к врачу-неврологу, инфекционисту с оформлением медицинской документации. Знать принципы реабилитации и социальной адаптации больных детей. Вести пропаганду знаний об инфекционных заболеваниях нервной системы и их профилактике. Знать этапы и приемы вакцинации. Знать правила эпидемического режима и его соблюдения. Внедрять принципы реабилитации и социальной адаптации детей, перенесших нейроинфекцию.

^ Студент должен владеть: навыками обследования ребенка для выявления нейроинфекции, распознавать общие проявления инфекционной патологии нервной системы. Использовать соответствующую терминологию при описании клинической картины (фенотипа) больного ребенка с инфекционным заболеванием; знание сути и выполнение приемов, для определения наличия или отсутствия общеклинических синдромов: общемозгового, инфекционно-токсического, менингеального, синдрома очаговой неврологической симптоматики, гипертензионно-гидроцефального. Тактикой оказания первой помощи при острых формах нейроинфекции. Приемами информирования и оказания первой медицинской помощи детям при подозрении на воздушно-капельную инфекцию, особо опасную инфекцию в группе.


^ Цель самоподготовки: Усвоить причины, клинические особенности инфекционных заболеваний нервной системы, научиться оценке диагностической, прогностической ценности обнаруживаемых симптомов инфекционного заболевания. Приобрести знания и сформировать основу для дальнейшей выработать навыков по реабилитации детей, перенесших инфекционное заболевание нервной системы.

^ Вопросы для самоконтроля: Дайте классификацию и определение менингитов. Расскажите о клинике и диагностике различных форм менингитов. Какова тактика педагога при подозрении на эпидемический цереброспинальный менингококковый менингит у ребенка в группе?

Укажите и опишите клинические синдромы менингитов, энцефалитов, арахноидита.

Перечислите осложнения острого и позднего периода менингита.

Что такое ликвор? Перечислите нормальные показатели ликвора. Что такое патологические ликворные синдромы? Дайте им характеристику.

Укажите и опишите клинические синдромы арахноидита головного мозга.

Дайте классификацию и определение энцефалитов, особенности клинических форм. Как проводится профилактика сезонных энцефалитов, (покажите на примере)?

Существует ли календарь вакцинации от полиомиелита? Дифференциальная диагностика полиомиелита и полиомиелитоподобных заболеваний. Реабилитация детей перенесших полиомиелит, паралитическую стадию.

Бывает ли нейроревматизм? Существуют ли формы врожденного нейросифилиса?

Что должен предпринять педагог при подозрении на развитие острой формы нейроинфекции? Каково значение двигательных, корковых (слуха, речи, праксиса, гнозиса) расстройств в формировании дефекта после перенесенной нейроинфекции. Тактика педагога при обучении детей, перенесших нейроинфекцию.


7. Сосудистые заболевания головного мозга (аудиторное занятие, 2 часа).


Исходные знания:


^ Требования к уровню подготовки студента:


Студент должен знать: Знать механизмы реализации наследственного предрасположения. Общую характеристику СЗГМ, методы диагностики СЗГМ, классификацию, этиологию, патогенез, патоморфологию, клинику и диагностику, дифференциальную диагностику, лечение, прогноз, реабилитацию СЗГМ (ОНМК).

Общая характеристика СЗГМ: частота встречаемости в популяции, половозрастные различия СЗГМ, распространенность СЗГМ в популяции и семье, расчет сегрегационного риска у потомства при СЗГМ.

Методы диагностики СЗГМ (генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, конституциональный, реовазография, допплерография, ангиография, компьютерная томография и яМРТ головного мозга по сосудистой методике, биохимическое исследование крови, ликвора).

Клиническое разнообразие СЗГМ как результат взаимодействия наследственной конституции и модифицирующих факторов среды.

Сосудистые заболевания головного мозга (СЗГМ): ранние нарушения мозгового кровообращения; острые нарушения мозгового кровообращения; хронические нарушения мозгового кровообращения, последствия острых нарушений мозгового кровообращения. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз (каждой клинической формы СЗГМ). Реабилитация.

Патологические ликворные синдромы: гипертензионный или белково-клеточной диссоциации; геморрагический ликворный синдром.

Оценка состояния ребенка в острый период ОНМК. Тактика педагога и первая помощь в острый период ОНМК. Остаточные явления ОНМК и их роль в формировании дефекта. Тактика педагога при обучении детей, перенесших ОНМК.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД). Причины и механизмы ее развития. Клиническая картина ММД, ее особенности в зависимости от возраста. Учет возрастных особенностей ММД в дошкольном и школьном возрасте. Особенности педагогического подхода к детям, страдающим ММД.

Патологические ликворные синдромы: гипертензионный или белково-клеточной диссоциации; геморрагический ликворный синдром.

Общую характеристику минимальной мозговой дисфункции.


^ Студент должен уметь: Использовать теоретические знания для постановки предварительного диагноза «мультифакториальное заболевание – СЗГМ» и проведение дифференциальной диагностики.

Разрабатывать тактику и принципы реабилитационного лечения больного ребенка с мультифакториальным заболеванием. Вести пропаганду знаний о мультифакториальных заболеваниях и их профилактике. Уметь проводить реабилитацию детей с наследственной МФ патологией.

Оценивать состояние ребенка в острый период ОНМК. Использовать специальные коррекционные методики при обучении детей, перенесших ОНМК.

^ Студент должен владеть методиками:

Исследования больного ребенка с СЗГМ, умением составлять родословные; выявление симптомов заболевания (получение информации о больных и здоровых членах семьи на основании опроса, осмотра и имеющихся медицинских документов).

Владеть навыками выявления повышенного риска в семье на предмет развития в ней мультифакториального заболевания.

Владеть методиками осмотра основных клинических симптомов СЗГМ: общемозгового, очаговой неврологической симптоматики, менингеального. Уметь анализировать результаты методов диагностики СЗГМ (генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, конституциональный, реовазография, допплерография, ЭЭГ, ангиография, компьютерная томография и яМРТ головного мозга по сосудистой методике, биохимическое исследование крови, ликвора). Владеть тактикой оказания первой помощи в острый период ОНМК.


Умением рассчитывать риск рождения больного потомства при наличии у родственников первой линии родства СЗГМ. Вести пропаганду знаний о СЗГМ, профилактике их развития. Выявлением повышенного риска развития СЗГМ в семье. Уметь проводить реабилитацию детям с последствиями СЗГМ. Владеть педагогическими методиками подхода к детям, страдающим ММД.


^ Цель самоподготовки: Понять природу сосудистых заболеваний головного мозга человека, их этиологию, патогенез, причины широкого клинического полиморфизма этиологически единых форм и гетерогенности клинически сходных состояний. Обучиться подходам и методам выявления индивидов с повышенным риском развития сосудистых заболеваний головного мозга (мультифакториальных заболеваний). Приобрести знания о наиболее распространенных формах сосудистых заболеваний головного мозга. Получить общие знания по реабилитации детей, перенесших СЗГМ.

^ Вопросы самоконтроля: Перечислите виды сосудистых заболеваний головного мозга (СЗГМ). Перечислите этиологические причины СЗГМ. Какие особенности клиники инсультов Вы знаете? Перечислите методы диагностики СЗГМ. С какими заболеваниями проводится дифференциальная диагностика при ОНМК? Какое лечение проводится при ОНМК? Расскажите о реабилитационных мероприятиях после ОНМК.

Из каких клинических синдромов складывается клиника ОНМК? Перечислите их.

Какие патологические ликворные синдромы могут подтверждать развитие ОНМК у ребенка? Дайте им характеристику.

На каких принципах, приемах основывается оценка состояния ребенка в острый период ОНМК? Расскажи о тактике педагога в острый период ОНМК. Какие мероприятия должны быть выполнены при оказании первой помощи в острый период ОНМК? Что такое остаточные явления ОНМК и какова их роль в формировании дефекта? Какова тактика педагога при обучении детей, перенесших ОНМК?

Каковы причины и механизмы развития минимальной мозговой дисфункции (ММД)? Опишите клиническую картину ММД, ее особенности в зависимости от возраста. как проводится учет возрастных особенностей ММД в дошкольном и школьном возрасте? Каковы особенности педагогического подхода к детям, страдающим ММД?

Существует ли наследственное предрасположение к СЗГМ?

Какими способами и методами проводится доклиническая диагностика СЗГМ?


8. Черепно-мозговая травма. Опухоли головного мозга (аудиторное занятие, 2 часа).


Исходные знания:


^ Требования к уровню подготовки студента:

Студент должен знать:

Генетические основы канцерогенеза. Мультифакториально обусловленные формы злокачественных заболеваний.

Новообразования головного и спинного мозга. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Классификация: первичные (глиомы, менингиомы, невриномы, врожденные опухоли, опухоли гипофиза, щитовидной железы, зрительного нерва); метастатические (карциномы, саркомы); псевдотуморозные заболевания (паразитарные кисты, гранулемы); воспалительное поражение головного мозга (туберкуломы, сифиломы, кистозный арахноидит, абсцесс мозга). Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз. Нейроэктодермальные опухоли головного мозга. Мезодермальные опухоли. Современный взгляд на происхождение опухолей у детей.

Клинические синдромы новообразований головного мозга: общемозговой, очаговой неврологической симптоматики ( I стадия – местные симптомы (раздражения/выпадения), II стадия – симптомы «по соседству», III стадия – симптомы «на отдалении» – дислокационный синдром; гипертензионно-гидроцефальный синдром; менингеальный синдром.

Опухоли головного мозга: субтенториальные – опухоли мозжечка, ствола мозга, мостомозжечкового угла; супратенториальные – опухоли лобной, передней и задней центральных извилин, височной, теменной, затылочной долей, опухоли гипофиза. Метастатические опухоли головного мозга. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз.

Опухоли спинного мозга: экстрамедуллярные (менингиома, невринома, гемангиома, липома), интрамедуллярные (особенности клиники опухолей с учетом локализации объемного процесса (по длиннику и по поперечнику). Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз.

Клинические симптомы опухолей спинного мозга с учетом стадий течения процесса.

Экстрамедуллярная опухоль: I стадия – корешковая; II стадия – половинного поражения спинного мозга (синдром Броун – Секара); III стадия – стадия полного поперечного поражения спинного мозга.

Интрамедуллярная опухоль: I стадия – сегментарная; II стадия – половинного поражения спинного мозга (синдром Броун – Секара); III стадия – стадия полного поперечного поражения спинного мозга. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз.

Метастатические опухоли спинного мозга. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз.

Люмбальная пункция. Показания, противопоказания для проведения (относительные, абсолютные) люмбальной пункции. Ликвородинамические пробы (проба Квекенштедта, Пуусепа, Стукея). Синдром белково-клеточной диссоциации (симптом Фроана).

Значение остаточных симптомов и синдромов после проведения паллиотивного или радикального лечения (хирургическое, химическое, радиологическое) опухолей головного и спинного мозга на формирование дефекта. Коррекционные методики в ранний и поздний период после хирургического или консервативного методов лечения.

Закрытые черепно-мозговые травмы ЗЧМТ: сотрясение головного мозга, ушиб (I, II, III степени), контузия головного мозга, сдавление (костными отломками, инородным телом, гигромой, воздухом, гематомой) головного мозга. Родовая травма (кефалогематома, паренхиматозное и подоболочечные кровоизлияния, гематомы). Подоболочечные гематомы: эпидуральная, субрудальная. Субарахноидальное кровоизлияние. Паренхиматозное кровоизлияние, паренхиматозная гематома (медиальная с прорывом в желудочки, латеральная). Этиология. Патогенез. Патоморфология. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Прогноз.

Клинические синдромы: общемозговой (сознание и его расстройства, судорожный синдром, травматическая амнезия), менингеальный, очаговой неврологической симптоматики, гипертензионно-гидроцефальный.

Диагностика вида и оценка степени тяжести ЗЧМТ, состояния ребенка в острый период ЗЧМТ. Тактика педагога в острый период ЗЧМТ. Остаточные явления ЗЧМТ и их роль в формировании дефекта. Тактика педагога при обучении детей, перенесших ЗЧМТ.

Характеристику новообразований головного и спинного мозга. Современный взгляд на происхождение опухолей у детей.

Методику проведения люмбальной пункции. Ликвородинамические пробы (проба Квекенштедта, Пуусепа, Стукея). Синдром белково-клеточной диссоциации (симптом Фроана).

Коррекционные методики в ранний и поздний период после хирургического или консервативного методов лечения по поводу новообразований головного и спинного мозга.

Характеристику закрытых черепно-мозговых травмы (ЗЧМТ): сотрясения головного мозга, ушиба, контузии головного мозга, сдавления головного мозга. Родовой травмы.

^ Студент должен уметь:

Выявлять и интерпретировать клинические синдромы новообразований головного мозга: общемозговой, очаговой неврологической симптоматики; дислокационный синдром; гипертензионно-гидроцефальный синдром; менингеальный синдром; корешковый; половинного поражения спинного мозга (синдром Броун – Секара); полного поперечного поражения спинного мозга.

Использовать теоретические знания для постановки предварительного диагноза «ЗЧМТ, новообразования головного мозга». Диагностировать клинические синдромы, характерные для объемного заболевания головного мозга, ЧМТ.

Диагностировать вид и проводить оценку степени тяжести ЗЧМТ, состояния ребенка в острый период ЗЧМТ. Оказывать адекватную первую помощь в острый период ЗЧМТ. Уметь выявлять клинические синдромы, характерные для ЧМТ: общемозговой, менингеальный, очаговой неврологической симптоматики, гипертензионно-гидроцефальный.

^ Студент должен владеть методиками:

Исследования больного ребенка с новообразованием головного и спинного мозга.

Владеть коррекционными методиками в ранний и поздний период после хирургического или консервативного методов лечения опухолей головного и спинного мозга у детей.

Исследования больного ребенка с черепно-мозговой травмой. Оказывать первую помощь в острый период ЗЧМТ. Иметь навыки проведения коррекционных методик при обучении детей, перенесших ЗЧМТ. Владеть коррекционными методиками при обучении детей, перенесших ЗЧМТ, оперативное лечение по поводу объемного заболевания головного или спинного мозга.


^ Цель самоподготовки:

Приобрести знания по формам закрытой черепно-мозговой травмы (ЗЧМТ); патологией, обусловленной развитием спонтанного мутагенеза в соматических клетках (тератогенез). Получить общие знания по реабилитации детей, перенесших ЗЧМТ, комплексное лечение по поводу опухоли головного мозга.

^ Вопросы для самоконтроля:

Какие генетические основы канцерогенеза Вы знаете?

Расскажите о причинах происхождения опухолей у детей.

Дайте общую характеристику опухолям головного и спинного мозга. Этиология. Классификация. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Прогноз. Реабилитация. Клинические синдромы новообразований головного и спинного мозга мозга.

Как и с какой целью проводится люмбальная пункция? Для чего проводятся ликвородинамические пробы (проба Квекенштедта, Пуусепа, Стукея)? Синдром белково-клеточной диссоциации (симптом Фроана) о чем говорит?

Какие коррекционные методики в ранний и поздний период после хирургического или консервативного методов лечения по поводу новообразований головного и спинного мозга Вы знаете?

Дайте общую характеристику сотрясению головного мозга, ушибу, контузии головного мозга, сдавлению головного мозга, родовой травме. Какие клинические синдромы характерны для ЗЧМТ?

На каких принципах основывается диагностика вида и оценка степени тяжести ЗЧМТ, состояния ребенка в острый период ЗЧМТ? Какова тактика педагога в острый период ЗЧМТ? Определите роль остаточных явления ЗЧМТ в формировании дефекта. Какова тактика педагога при обучении детей, перенесших ЗЧМТ?


^ Методы математической статистики в психологии и педагогике


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий(ПКПП-4)

готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);

способен проявлять положительное отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними в условиях инклюзивного образования (СК 1)

готов к отслеживанию динамики психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования и внесению коррективы в индивидуальные образовательные траектории (СК3)


^ Общая и экспериментальная психология

1.Цель дисциплины: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра на основе владения содержанием и инструментарием общей и экспериментальной психологии; формирование теоретических основ мировоззрения выпускника в области образования: знаний о теоретических основах, методологических принципах, основных проблемах и методах общей и экспериментальной психологии, ключевых категориях и содержании основных вопросов психологической науки.

^ 2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин направления и входит в состав базовой части ООП. Она предназначена для студентов 1-го курса. Изучается во 2 семестре, на нее отводится 108 часов, из них – 36 часов аудиторных занятий, 45 часов - самостоятельная работа студентов. Заканчивается экзаменом – 27 часов.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения психологии, прохождения всех видов практик, подготовки к государственной итоговой аттестации.

Курс предполагает междисциплинарные связи с анатомией и возрастной физиологией.

^ 3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

уметь:

владеть:

Содержание: Психология как наука и история ее развития. Методология и методы психологии. Психологический эксперимент и его проведение. Деятельность. Общение. Личность, мотивация. Познавательные психические процессы. Эмоционально-волевые психические состояния и процессы. Темперамент, характер, способности.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

Семенова Н.А., старший преподаватель кафедры ФиПЗР


«Теория обучения и воспитания»

^ 1. Цель дисциплины: формирование профессиональной направленности личности будущего педагога, на основе изучения современного состояния дидактики и теории воспитания, развитие его педагогического мышления, готовности к инновационной педагогической деятельности.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория обучения и воспитания» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Теория обучения и воспитания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Освоение дисциплины «Теория обучения и воспитания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Дошкольная педагогика», «Специальная педагогика», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях».


^ Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- готов использовать знания различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);


^ В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

теорию обучения и воспитания;

сущность, содержание и структуру учебно-воспитательных процессов; дидактических и воспитательных систем; инновационные процессы в сфере обучения и воспитания;

уметь:

применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки;

проводить анализ собственной профессиональной деятельности;

проектировать учебно-воспитательный процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени;

владеть:

навыками межличностных отношений;

основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.


^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет: зачетных единиц


«История педагогики и образования»


1. Цели и задачи дисциплины

формирование представлений об основных этапах мирового историко-педагогического процесса, о развитии теории и практики образования в нашей стране и зарубежом.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История педагогики и образования» относится к базовой части

профессионального цикла (Б3.Ф.4)

Для освоения дисциплины «История педагогики и образования» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные, в ходе изучения предметов «Теория обучения и воспитания», «Введение в профессию», «История психологии» на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «История педагогики и образования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Методика преподавания педагогики и психологии»,«Сравнительная педагогика», а также курсов по выбору студентов.


^ 3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

общекультурных компетенций

ОК -1 способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной культурной среды

ОК -2 владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений

ОК -5 способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами

ОПК-9 способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития 


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- фактический материал, даты, историко-педагогические понятия, закономерности историко-педагогического процесса;

уметь:

- критически осмысливать историко-педагогический опыт;

владеть:

- навыками самостоятельной работы с первоисточниками в учебной и научно-исследовательской

деятельностях.

^ 4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


«Поликультурное образование»

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины: изучение проблем образования и воспитания детей в полиэтническом обществе, понимание концепции поликультурного образования. Достижение поставленной цели возможно при решении ряда основных задач курса: развитие этнической и культурной грамотности, формирование этнокультурной компетентности, осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов; ознакомление с основами поликультурного образования, формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК)

Способностью и готовностью к:

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);


б) профессиональные (ПК):

Способностью и готовностью к:

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9)

готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);

способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: культурно-этническое разнообразие мира, специфику поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов, важность многообразия культур для развития цивилизации;

уметь: входить в иную социокультурную общность с учетом опыта освоения своей этнической культуры; критически осваивать поликультурную реальность; терпимо и с уважением прав каждого народа сохранять свою культурную самобытность; учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

владеть: навыками сотрудничества и межкультурного диалога государств и народов; умениями и навыками жить в мире и согласии с другими народами, вступать в конструктивный диалог культур.


  1. Содержание дисциплины. Основные разделы

5440277554450870.html
5440357550818318.html
5440511698152586.html
5440595736217313.html
5440712204949628.html