Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" - страница 30


ди завидуют ему, но сам он не видит смысла в своей жизни и

не спссобен получать удовлетворение от своих успехов. В дру-

гих же случаях люди, которые являются "нормальными" с точ-

ки зрения традиционных психиатрических стандартов, пережи-

вают существенные отклонения в различных областях своей

жизни и искажения восприятия, эмоций, мыслей и поведения.

Эмпирическая психотерапия и самоисследование способны

обнаружить факторы, лежащие в основе подобных отклонений

и дать возможность исправить положение. На биографическом

уровне это могут быть специфические травматические собы-

тия детства, вмешивающиеся в функционирование человека и

в определенные аспекты его межличностных отношений. Та-

кие факты хорошо известны в традиционной динамической пси-

хотерапии. Так, травматические переживания, связанные с ро-

дителями или заменяющими их авторитетами, могут наложить

свой отпечаток на все последующие отношения со старщими

или вообще наделенными авторитетом людьми. Сложности в

интимных эмоциональных взаимодействиях с матерью или от-

цом могут создать постоянно возникающие проблемы с сексу-

альными партнерами. Отсутствие братьев и сестер, или сопер-

ничество с братьями и сестрами, или иные специфические про-

блемы в отношениях с ними могут в последующем привести к

трудностям со сверстниками - одноклассниками, друзьями,

сослуживцами, сотрудниками. Повторное переживание и инте-

грация травм, лежащих в основе жизненных проблем челове-

ка может оказать на него благоприятное воздействие,

Рсли эмпирическое самоисследование выходит за пределы

биографии и достигает перинатального уровня бессознательно-

го, человек, как правило, делает для себя значительное откры-

тие: он обнаруживает, что неподлинность его жизни не огра-

ничена определенными частичными аспектами, определяемы-

аи "специфическими детскими травмами"; сам подход к жизнн

и жизненная стратегия неправильны и принципиально искаже-

ны. Это тотальное искажение экзистенциальной перспективы

основано на том, что действия человека управляются на глу-

боко бессознательном уровне неразрешенной травмой рожде-

ния и связанным с ней страхом смерти. Это ведет к различно-

го рода беслолезным и вредоносным способам поведения и

лишает человека доступа к более позитивным и плодотворным

жизненным стратегиям.

Многочисленные наблюдения показывают, что доминирова-

ние одной из негативных перинатальных матриц создает у че-

ловека подход к жизни, который не только не приносит удов-

летворения, но оказывается в более длительной перспективе

разрушительным и саморазрушительным. Если психика нахо-

дится под влиянием БПМ-II, недостаточно сильным, чтобы

выразиться в проявленной психопатологии, человек оказыва-

ется в своей жизни пассивным, уступчивым, покорным. БПМ-

Ill в подобных условиях порождает так называемых "опьянен-

ных трудом", людей, склонных к бессмысленной суете и "кры-

синым бегам".

Динамика БПМ-III принуждает к следованию линейной

траектории, создает неослабевающее стремление к неким це-

лям в будущем. Поскольку в психике человека доминируют во-

споминания о болезненной ограниченности в родовом канале,

он никогда не переживает настоящий момент и данные обсто-

ятельства как полностью удовлетворительные. Мир и собствен-

ная жизнь всегда сосредоточены на том, чего не хватает, что

не удовлетворяет, что неправильно, выказывая в то же время

недостаток способности или полную неспособность ценить то,

что есть, наслаждаться этим и извлекать из имеющегося макси-

мум того, что можно извлечь. Важно подчеркнуть, что эта мане-

ра поВедения действует независимо от внешних обстоятельств

и не может быть изменена никакими достижениями. Человек

чувствует неудовлетворенность тем, как он выглядит, своими

способностями, достижениями, имуществом, известностью или

властью - независимо от того, какова реальная ситуация, и

часто это совершенно не соответствует мнению окружающих.

Как рождающийся младенец, переживающий болезненное сдав-

ливание в родовом канале, человек, находящийся под влиянием

БПМ-III, всегда борется за что-то иное, чем то, что он имеет в

действительности. Он ожидает разрешения проблем и получе-

ния удовлетворения от каких-то достижений в будущем.

Цели, которые фантазия предлагает такому человеку в ка-

честве несомненных источников будущего счастья, могут лег-

ко быть поняты как суррогаты психологического совершения

биологического рождения, а также постнатального или прена-

тального удовлетворения и безопасности. Поскольку эти цели

являются всего лишь психологическими подменами, достиже-

ние их не может принести и не приносит истинного удовлет-

ворения. Стратегия, основанная на динамике БПМ-III, - это

всегда стратегия проигрыша, независимо от того, достигаются

ли цели, поскольку она основана на ложных предпосылках и

не приводит к предполагаемым результатам.

Неудача в достижении специфической цели, от которой ожи-

далось удовлетворение, усиливает обманчивое представление,

что счастье зависит от внешних факторов. В таком случае че-

ловек, как правило, предполагает, что если бы он достиг успеха,

все было бы иначе. Когда же цель бывает достигнута, то это

зачастую не приносит ожидавшегося психологического резуль-

тата. Но и это обычно не приводит к пониманию того, что стра-

тегия, связывающая счастье с успехом провалилась, что она

была неправильно выбрана. Возникающая неудолетворенность

приводит к возникновению новых планов или планов еще бо-

лее грандиозных. Наиболее важная характеристика стратегии,

чреватой поражением, состоит в том, что она отказывается це-

нить имеющееся и сосредотачивается на воображаемых про-

ектах будущего.

В таком умонастроении другие люди воспринимаются как

соперники, а природа - чем-то враждебным, чем-то, что нуж-

но покорить и контролировать. Историческая первая ясная фор-

мулировка таких установок принадлежит Фрэнсису Бэкону,

определившему основы стратегии нового эмпирического мето-

да западной науки. 0 природе он говорил следующим образом:

"Природу следует загнать собаками, вздернуть на дыбу, изнаси-

ловать, ее нужно пытать, чтобы заставить выдать свои тайны

ученым, ее нужно превратить в рабу, ограничить и управлять

ею" (Васоn, 1870). Понадобилось несколько веков, чтобы по-

нять, что такого рода идеи опасны и в конечном счете разруши-

тельны и саморазрушительны. С развитием современной техно-

логии они оказываются прекрасным рецептом самоубийства для

планеты.

В общечеловеческом масштабе подобное умонастроение по-

рождает философию и жизненную стратегию, основанную на

силе, соперничестве и одностороннем контроле, восславляет

линейный прогресс и неограниченный рост. Материальная вы-

года и увеличение национального дохода рассматриваются как

основной критерий благосостояния и мера уровня жизни. Иде-

ология, экономическая и политическая стратегия, вырастаю-

щие из такого умонастроения, приводят человека к серьезно-

му конфликту с его собственной природой как живой систе-

мой и с фундаментальными законами Вселенной.

Поскольку все биологические организмы и системы крити-

чески зависят от поддержания оптимальных параметров, макси-

мализация в преследовании определенных целей - это неесте-

ственная и опасная стратегия. Во Вселенной, природа которой

циклична, такая стратегия требует необратимого линейного

движения и неограниченного роста. В перспективе это озна-

чает полное истощение невосстановимых природных ресурсов,

особенно ископаемых энергоносителей, накопление токсичных

отходов, загрязняющих воздух, воду и почву - все жизненно

важные условия поддержания жизни. Кроме того, этот подход

к жизни утверждает соперничество и дарвиновское "выжива-

ние наиболее приспособленных" как естественные и здоровые

принципы существования и неспособен к признанию необхо-

димости синергии и кооперации.

Когда человек оказывается способным преодолеть домини-

рование негативных перинатальных матриц и восстановить в

себе опыт позитивного симбиотического обмена с материнским

организмом во время нахождения в утробе, ситуация радикаль-

но меняется. Опыт взаимодействия с матерью в пренатальном

и раннем постнатальном периодах на уровне взрослого экви-

валентен отношениям человека с человечеством и со всем ми-

ром, будучи прототипом последнего. Тип и качество перина-

тальной матрицы, оказывающей влияние на психику человека,

в значительной мере определяет не только его внутренние су-

бъективные переживания, но и его отношение к другим людям,

к природе, к существованию в целом.

Когда человек в процессе глубинного самоисследования ле-

реживает коренной сдвиг от негативной перинатальной матрицы

к позитивной, у него значительно возрастает способность радо-

ваться жизни и интерес к ней. Первоначальный опыт безмяте-

жного пренатального существования и заботы, связанные с

этими матрицами, находятся во взаимосвязи с чувством удов-

летворения и вечности момента в настоящем. Когда эти пере-

живания пронизывают опыт повседневной жизни, становится

возможно получать интенсивное удовлетворение в каждый мо-

мент и в каждой обычной ситуации - от еды, простых челове-

ческих контактов, работы, секса, искусства, музыки, прогулок

на природе. Это в значительной степени уменьшает постоян-

ное стремление к сложным целям и ложным надеждам. При

таком умонастроении становится понятно, что мерой являет-

ся качество собственного опыта, а не количество достижений

или материальных благ.

Эти изменения сопровождаются спонтанным возникновени-

ем глубокого понимания экологии. Бэконианское отношение к

природе ( "Матери-природе"), описанное ранее, строится вокруг

опасных и антагонистических переживаний младенца во вре-

мя биологического рождения. Новые ценности и установки ото-

бражают симбиотический опыт плода во вре"я пренатального

существования и опыт младенца в симбиозе с матерью в началь-

ном периоде жизни. Синергия, взаимное питание и взаимодо-

полняемость автоматически сменяют установки на соперниче-

ство и эксплуатацию, характерные для старой системы ценно-

стей. Представление о человеческом существовании как борьбе

не на жизнь, а на смерть, за выживание в мире, руководимом

законом джунглей, уступает место новому видению жизни как

проявлению космического танца или божественной игры.

Значительно снижается уровень агрессивности; чувство

связи и фундаментального единства с миром ведет к сексуаль-

ной, политической, национальной, культурной, расовой терпи-

мости. В новом контексте различия перестают быть угрозой,

превращаясь в интересные и желательные вариации единой кос-

мической сети. Это новое видение мира ведет к "добровольной

простоте" (E 1giп, 1981), которая понимается как выражение

глубокой мудрости. Становится также очевидным, что единст-

венная надежда на политическое, социальное и экономическое

разрешение нынешнего всемирного кризиса может исходить

лишь из трансперсональной перспективы, преодолевающей без-

надежную психологию "они против нас", порождающую лишь

маятниковые сдвиги, состоящие в смене ролей угнетателей и

угнетаемых.

Важно подчеркнуть, что описанные изменения не должны

вызывать потери интереса к творческой деятельности В боль-

шинстве случаев имеет место противоположное. Поскольку чло-

век может располагать большей энергией, работа становится

более продуктивной, требует меньше усилий, если только он

находит ее совместимой со своей жизненной философией. В

некоторых случаях возможно оставление определенной деятель-

ности, если она оказывается неподходящей или если ее моти-

вация теперь кажется ошибочной.

Ключом ко всем этим изменениям является радикальный

сдвиг от эмоциональной и психосоматической настроенности на

динамику негативных перинатальных матриц к переживанию в

опыте позитивных элементов БПМ-1 и БПМ-1Ч. Подобные из-

менения не происходят или происходят в гораздо меньшей сте-

пени у тех людей, чей перинатальный и ранний постнатальный

опыт не содержит достаточного количества питающих эмоци-

ональных и биологических переживаний или преимуществен-

но травматичен ( "плохая матка" и "плохая грудь"). Для таких

людей движение в указанном направлении является медленным

и требует много времени. Среди прочих элементов оно нуждает-

ся в прямо анаклитическом удовлетворении во время регрес-

сивной терапевтической работы, обеспечивающем коррекцию

эмоциональной депривации и отверженности в раннем детстве

До сих пор я описывал возможности психоделической и хо-

лотропной терапии в коррекции негативных психологических

последствий травмы рождения. Однако данные эмпирической

работы содержат также важные указания по их предотвраще-

нию. Они в значительной степени поддерживают современные

попытки переориентировать акушерство от дегуманизирован-

ной технологии на понимание и учет биологических, психологи-

ческих и духовных измерений беременности и родов как крити-

ческих факторов, определяющих будущее челове"а и общества.

Психологическая и физическая гигиена беременности,хоро-

шая эмоциональная и соматическая подготовка к родам, роды

без насилия по Лебойе (Leboyer, 1975), рождение в воду по

Игорю Чарковскому (Sidenbladh, 1983), предоставление дос-

таточного времени для симбиотического контакта между мате-

рью и ребенком, возможностей осуществления их взаимной свя-

зи, кормление грудью - все это крайне важные факторы не

только для будущего отдельного человека, но, возможно, и для

будущего планеты. С другой стороны, возможность зачатия и

роста в специальных пробирках, замораживание зародышей,

вживляемых позже в матку, искусственное сохранение жизни

ребенка при внематочной беременности не всегда обеспечивает

условия для здорового психологического разрития ребенка. Ну-

жно провести как можно больше исследований, прежде чем

использовать подобные техники в массовом порядке.

Мы рассмотрели изменения в иерархии ценностей и жиз-

ненной стратегии, происходящие у человека в связи с прожи-

ванием перинатальной последовательности. Эти изменения

становятся более явными, устойчивыми и тонкими, когда че-

ловек эмпирически связывается с трансперсональным миром,

Если этап смерти-возрождения начинает процесс духовного

раскрытия, трансперсональные переживания открывают и под-

тверждают самыми различными путями, что глубинная динами-

ка человеческой психики в сущности своей духовна и что духов-

ность является важнейшим измерением мироздания. Важность

духовного и философского поиска в человеческой жизни мы

рассмотрим в следующем разделе.


Философский и луховный поиск


Когда самоисследование достигает уровня перинатальных и

трансперсональных переживаний, оно автоматически превраща-

ется в поиск ответов на основные духовные и философские воп-

росы существования. Человек соприкасается с важными транс-

персональными аспектами реальности, невоспринимаемыми при

обычных обстоятельствах. Когда сознание определенным обра-

зом изменяется - в спонтанных мистических переживаниях

или в психоделических и холотропных сеансах, - некоторые

из скрытых аспектов реальности проявляются как имманент-

но-божественное измерение феноменалъного мира, другие -

как трансцендентные области, радикально отличные от Вселен-

ной, в которой мы живем. Первое можно сравнить, пользуясь

аналогией из современной технологии, с возможностью увидеть

в цвете программу, которая ранъше была черно-белой, а вто-

рое - с возможностью переключиться на другие каналы и про-

граммы, которые ранее не были доступны.


Соприкосновение с духовными измерениями реальности

могут иметь смысл только для тех людей, которые могут связать

это с чем-то в своем предыдущем опыте. Без этого оно столь

же бессмысленно, как разговоры о цветах с дальтоником. Если

человек, который в прошлом заботился лишь о снятии эмоци-

онального и физического стресса и о достижении успеха, вне-

запно сталкивается с мирами перинатальных и трансперсональ-

ных феноменов, он обнаруживает, насколько важны фундамен-

тальные онтологические и космологические вопросы.

Кто или что создало эту Вселенную? Как она была созда-

на, и каким образом я связан с Творцом или творческим прин-

ципом? Кто я, откуда я пришел и куда иду? Какова общая цель

моей жизни? Есть ли другие уровни и миры существования,

столь же реальные, как наша Вселенная? Возможно ли, что

архетипические существа и мифологические царства имеют

свое собственное существование и значимым образом взаимо-

действуют с нашей реалъностью? Проходим ли мы через цепь

существований и связаны ли эти существования закономерным

образом? Если цепь воплощений является источником страда-

ния, есть ли знание и последовательность действий, ведущие

к освобождению? Вопросы такого рода, которые раньще рас-

сматривались как псевдофилософия, характерная для "прими-

тивных" культур, незрелых юнцов или умалишенных, внезап-

но видятся в новом свете.

Процесс эмпирического самоисследования не только выяв-

ляет реальность и важность этих вопросов, но также и обеспе-

чивает доступ к информации, которая может привести к разре-

шению этих фундаментальных загадок существования. Традици-

онные западные ученые любят принимать позу всезнайства и

объявлять всякие представления о духовности примитивными

суевериями, регрессивным магическим мышлением, недостат-

ком образования или клинической психопатологией. Механи-

стическая психиатрия и психология не способны провести раз-

личие между узколобыми догмат.ическими религиозными ве-

рованиями ведущих религий и глубокой мудростью великих ду-

ховных философских и мистических традиций, таких, как

различные системы йоги, кашмирский шиваизм, тибетская ва-

джраяна, дзен, христианский мистицизм, каббала, суфизм или

некоторые течения гностицизма.

Западная наука слепа к тому, что названные традиции яв-

ляются итогом многовековых исследований человеческого ра-

зума, сочетающих систематическое наблюдение, эксперимен-

тирование и конструирование теорий, что в значительной мере

напоминает научный метод. Многие традиционные ученые по-

лагают, что общепринятая ньютоно-картезианская модель мира

есть истинное описание реальности, точность и истинность

которого доказаны и не подлежат никакому сомнению. Во Все-

ленной, где материя первична, а жизнь, сознание и разум яв-

ляются ее производными, нет места для духовности какого-либо

рода как значимого аспекта сугцествования.

Если бы механистическая парадигма действительно была

истинным и полным описанием реальности, "просвещенное"

научно-обоснованное понимание Вселенной предполагало бы

принятие собственной незначимости, ибо что может значить

один из четырех миллиардов обитателей одного из бесчислен-

ных небесных тел во Вселенной, состоящей из миллионов га-

лактик? Это также требовало бы признания того, что люди -

5457536725223877.html
5457612504582193.html
5457753176655624.html
5457799447838762.html
5457963066808321.html