Лин Школа «Бережливое производство для России»


Уроки бережливости

В Санкт-Петербурге с успехом прошла Российская Лин Школа

«Бережливое производство для России»


С 8 по 11 июня в Санкт-Петербурге прошла очередная VIII сессия Российской Лин Школы «Бережливое производство для России» с участием ведущих мировых Лин-экспертов из США, Франции, Турции и России.

Как объявил в своем приветствии собравшимся председатель оргкомитета, директор Института производства роста «Оргпром» Алексей Баранов, во всех восьми мероприятиях Школы - мастер-классах, конференции и Лин-поединке - приняли участие 254 руководителя и ведущих специалиста отечественных компаний. Среди них "Сатурн - Газовые турбины", «Газпромнефть», «Пермский Моторный Завод», "ЦСКБ-Прогресс", «ММП имени В.В. Чернышева», Концерн Энергомера, Калужский Водоканал, «Детальстройконструкция», «ТехноНиколь», "Русские краски», "Концерн Энергомера", «Татэнергосбыт», "Севкабель", "Завод им. Серго" и многие другие.

Всего же начиная с 2006 года, в Российской Лин Школе обучились 3290 курсантов. Большинство из них, как отметил А.Баранов – настоящие энтузиасты кайдзен – возглавляют «бережливые» программы на предприятиях России, Беларуси, Украины, Казахстана.

Отраслевой состав участников, по словам ведущего, в основном не изменился с прошлого года: в Санкт-Петербург съехались представители предприятий авто- и авиастроения, приборостроения, металлургии, энергетики, ТЭК, легкой промышленности, стройиндустрии, банка и сферы услуг. Среди новичков – предприятия ЖКХ, ювелирной промышленности, а также дилерские центры и организации госсектора.

Официальным партнером мероприятия выступила Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД». На открытии конференции начальник ОЖД Виктор Степов отметил: «Всем нам предстоит осуществлять миссию, которую поставил перед нами Президент России о бережливой экономике и повышении производительности труда. В наших подразделениях система бережливого производства – основное из стратегических направлений, и весь аппарат управления компании сейчас работает на реализацию этой стратегии. Мы начали Лин-проект для того, чтобы, как говорят на языке железнодорожников, «не отстать от этого поезда», ведь, по мнению руководства нашей страны и опыту многих компаний, экономика может быть эффективной, а цены конкурентоспособными только при применении методов бережливого производства. С сентября прошлого года мы совместно с американским консультантом Майклом Вейдером запустили Лин-проект , при этом были вскрыты огромные резервы эффективности и экономии, что и вдохновило работников для реализации дальнейших улучшений. Сейчас мы переносим «бережливую» программу и на весь перевозочный процесс и на все вспомогательные процессы, связанные с ремонтом тяги, инфраструктуру. Уже удалось вскрыть достаточно серьёзные источники потерь и найти много процессов, которые не несут ценности потребителю, в подразделениях ОЖД в Санкт-Петербурге, Москве, Мурманске, по всей территории Северо-Запада, Центрального района. Инструменты бережливого производства просты и эффективны, глядя на первые успехи, я уверен, они принесут нам запланированный результат».

По оценке президента «Lean Plus» (США), автора книги «Инструменты бережливого производства» и ведущего тренера «Центра Оргпром» (Россия) Майкла Вейдера, при применении методов Лин обычно себестоимость продукции и услуг снижается на предприятиях на 35-40%, в крупнейших компаниях, таких как Российские железные дороги, она может снизиться на 10-15%. «Некоторые депо могут достигнуть уровня в 20%, но типичный результат - от 10 до 15-ти, - заявил г-н Вейдер. – Учитывая, что бюджет РЖД составляет миллиарды рублей, экономия в интересах потребителей может достичь огромных значений».

Одним из самых интересных докладчиков и ведущих мастер-классов Школы был признан ^ Шукрю Тетик – генеральный директор крупнейшего поставщика деталей из листового металла в турецком автопроме концерна Goskunoz, производящего автокомпоненты для Toyota, Honda, Mercedes, Opel, Isuzu, Renault, Ford и Fiat. Ежегодно это предприятие с годовым оборотом 120 млн евро и численностью в 1900 сотрудников обрабатывает около 100 000 т листового металла.

Имея 30-летний опыт работы в автопроме, в 2004 г. Шукрю Тетик 6 лет назад возглавил разворачивание Лин-системы в своей компании, и сегодня его предприятие считается одним из самых успешных в Турции в области бережливого производства.

«Любые знания по Лин – отличный инструмент и преимущество для лидера, - считает он. - Те, кто начинает «бережливые» преобразования одними из первых в отрасли, задают темп развитию рынка и оказываются в более выигрышном положении. Принятие решения начать преобразования по бережливому производству – это не такое, казалось бы, сложное дело. Но если не брать во внимание важнейшую роль человеческого фактора, успеха в Лин-программе не видать. Наш 6-летний опыт преобразований показал, что главное в бережливом производстве - это лидер. Если есть лидер, и у него есть свой стимул, приверженность, последовательность, вокруг него формируется команда».

Другие составляющие успеха Лин-программы по мнению г-на Тетика, - безопасность, моральный климат, качество и стоимость. «Если сотрудник чувствует себя в безопасности и всем доволен, то он обеспечивает ту часть формулы, которая рождает качество и стоимость. Причем, сотрудники любого уровня смотрят, что делает руководство, и следуют не нашим словам, а нашим действиям. Как лидеры мы должны быть отличным примером, чтобы снизу вверх к вам возвращались любовь и уважение. От всего сердца рад за Россию, где компании и правительство проводят линию, нацеленную на преобразование методом бережливого производства. По своему опыту могу сказать: Лин - это единственный и самый лучший способ преобразовать в лучшую сторону этот мир, и не только в области экономики».

Также на конференции прозвучали доклады о ходе Лин-преобразований и мотивации персонала руководителей компаний "Русские краски", «ПК НЭВЗ» ( Трансмашхолдинг), ««Соллерс – Елабуга», «Сибур – Русские шины», «Петро» (JT International) , УК "МаВР". Традицонная часть конференции закончилась Лин-поединком на тему «Вовлечь в Лин невозможно сокращать», где в ожесточенной порой дискуссии руководители Лин-проектов предприятий защищали «силовые» и либеральные методы вовлечения персонала в «бережливые» программы.

Большинство обучающих программ по традиции проходили в гемба, на производственной площадке, с обязательной отработкой практических навыков. На мастер-классах участники обучались разрабатывать и реализовывать программу эффективности с учетом специфики компании, стандартизировать процессы и организовывать рабочие места по системе 5С; решать актуальные проблемы бизнеса в ходе штурм-прорыва, а также делать офис «бережливым» и повышать качество управленческих решений.

Партнерами Школы выступили компания «Спецтек» и издательство «Альпина Паблишерз», которое по традиции предоставило книги по бережливому производству в подарок каждому участнику. Медиа-поддержку мероприятию оказывают журналы «РЖД-Партнер», «Генеральный директор», «Эксперт Северо-Запад», «Управление качеством», «Автобизнес», «Металлоснабжение и сбыт», «Rational Enterprise Management», «Умное производство», «Автоматизация в промышленности», «Аэропорты. Профессиональные технологии», «Авиаглобус», газета «Промышленный еженедельник», порталы - Mashportal.ru, I-Mash, EnergoLand, «Бизнес Образование России», Russian Automotive Market Research, «Вестник Лин».

На Российской Лин Школе было впервые объявлено об учреждении общественного движения «Лин-форум. Профессионалы бережливого производства». Инициаторами его создания выступили представители Института производства роста Оргпром, АвтоВАЗа, издательский дом Панорама, ряд других компаний. На Школе к ним присоединились еще десятки Лин-энтузиастов от предприятий России.


Ольга Скоробогатова
5467714179938498.html
5467852916928641.html
5468009151633129.html
5468102346286337.html
5468190413080561.html